Наименование темы проекта:
«Историческая география Казахстана и Центральной Азии в восточных источниках XVII – начала XX вв.»
ИРН проекта: AP09259919
Актуальность.
Историческая география Казахстана и Центральной Азии Нового времени, в основном изучалась по данным русских источников. Оригинальные восточные письменные источники XVII – начала XX вв., написанные на персидском, чагатайском, китайском языках, оставались вне поля зрения исследователей. В исторических хрониках, историко-географических трудах, мемуарах и дневниках чиновников, путешественников приводятся многочисленные сведения о городах, селениях и крепостях, описываются природа, животный и растительный мир, хозяйство, водные ресурсы, полезные ископаемые и др. Большая часть восточных источников указанного периода всё ещё остаются малоизученными, их данные по исторической географии Казахстана и Центральной Азии до сих пор не изучались казахстанскими и зарубежными востоковедами, историками и географами.
Цель.
Выявление, критическое изучение и введение в научный оборот новых материалов из оригинальных восточных письменных источников XVII – начала XX вв., содержащих наиболее полные сведения по исторической географии Казахстана и Центральной Азии.
Ожидаемые и достигнутые результаты.
В ходе научно-исследовательских работ был определен основной круг восточных источников XVII – начала XX вв., написанных на персидском, чагатайском, китайском языках, содержащих сведения по исторической географии Казахстана и Центральной Азии.
Была составлена общая характеристика выявленным арабографическим и китайским источникам и показана их научная значимость.
Был выявлен материал, где содержатся сведения о местоположения гор и рек в Центральной Азии, расположение важных городов, происхождение их названий, территории, климат, описание местного населения, их культуры и ведение хозяйства.
Были выявлены и проанализированы опубликованные отдельные переводы извлечений из восточных источников XVII – начала XX вв.
Выявлен и отобран оригинальный материал для перевода с персидского языка из сочинений «Мунтахаб ал-тавāрӣх», «Тāрӣх-и джадӣда-йи вилāйат-и Тāшканд» и «Хулāсат ал-ахвāл», которые содержат сведения по исторической географии Казахстана и Центральной Азии.
Был выявлен и отобран оригинальный материал по исторической географии Казахстана и Центральной Азии, для перевода с китайского языка из книги «Собрание материалов по Западным странам в заметках [эпох] Мин [и] Цин».
Отдельные извлечения из сочинения «Мунтахаб ал-тавāрӣх» были опубликованы в книге «Оренбургский край – поликультурный и трансграничный регион Российской империи: сборник документов. К 250-летию со дня рождения выдающегося военного и государственного деятеля, оренбургского военного губернатора Петра Кирилловича Эссена (1772)». – Оренбург: ИПК Университет, 2021. – 712 с. (ISBN 978-5-4417-0870-8). Перевод с персидского языка выполнен Ж. М. Тулибаевой.
Члены исследовательской группы.
Тулибаева Жулдыз Мусаевна, доктор исторических наук, научный руководитель проекта, основной исполнитель. ORCID: 0000-0002-4284-0871
Каримова Наталья Эрмановна, доктор исторических наук, профессор, основной исполнитель. ORCID: 0000-0001-5827-677X
Болатхан Алия, магистр, кандидат PhD, основной исполнитель.
Тулибаев Саид, магистр, докторант PhD, основной исполнитель. ORCID: 0000-0002-1130-6086
Список публикаций.
Оренбургский край – поликультурный и трансграничный регион Российской империи: сборник документов. К 250-летию со дня рождения выдающегося военного и государственного деятеля, оренбургского военного губернатора Петра Кирилловича Эссена (1772). Любичанковский С.В. (науч. ред. и сост.). Тулибаева Ж.М. (в составе авторского коллектива). – Оренбург: ИПК Университет, 2021. – 712 с.
- I. Статьи в рецензируемых научных изданиях, индексируемых в базе Scopus:
1) Каримова Н. Э., Тулибаев Т. Е. Сочинение Цишии «Сиюй вэньцзяньлу»: сведения по истории народов Центральной Азии второй половины XVIII в. // Oriental Studies. 2022. Т. 15. № 2. С. 373–382.
DOI: 10.22162/2619-0990-2022-60-2-373-382
https://kigiran.elpub.ru/jour/article/view/3648
- II. Статьи в отечественных изданиях, рекомендованных КОКСОН:
1) Каримова Н. Э., Тулибаев Т. Е. Сочинение «Сичуй цзунтун шилюэ» как источник по исторической географии Центральной Азии // Вестник КазНУ. Серия востоковедение. 2022. №2 (101). С.71-79. DOI: 10.26577/JOS.2022.v101.i2.07
https://bulletin-orientalism.kaznu.kz/index.php/1-vostok/article/view/1873
Project title: Asymptotic problems in algebraic combinatorics
Project IRN: AP08051987
Algebraic combinatorics deals with rich structures arising in connections with algebras, groups, representation theory, algebraic geometry and other fields of mathematics. Most objects and problems arising in algebraic combinatorics are usually studied from pure algebraic, enumerative, or geometric perspectives but not asymptotically. Besides some classical problems such as large dimensions of irreducible representations of the symmetric group, the area has recently faced many new open challenging problems. Some of them were initiated and posed by R. Stanley, e.g. problems on asymptotic behavior of largest Littlewood-Richardson coefficients and limits of specializations of Schubert polynomials. In this project, we address these and other closely related problems.
We aim to study certain fundamental asymptotic and probabilistic questions related to combinatorial objects arising in algebraic combinatorics, representation theory, algebraic geometry and in particular, Schubert calculus and combinatorial K-theory. As we have already mentioned, these objects were previously studied mostly non-asymptotically from algebraic or geometric perspective and this area has many open problems of asymptotic nature. Interest in these questions is growing due to connections with various fields.
More specifically, we address several concrete problems of asymptotic and probabilistic nature arising in algebraic combinatorics and related fields, especially in combinatorial K-theory.
2020-2021 published papers:
- D. Yeliussizov, Positive specializations of symmetric Grothendieck polynomials, Advances in Mathematics, Vol. 363, 2020, Article 107000, 35 p
https://doi.org/10.1016/j.aim.2020.107000 - D. Yeliussizov, Dual Grothendieck polynomials via last-passage percolation, Comptes Rendus Mathematique Acad. Sci. Paris, Vol. 358. 2020, 497–503.
https://doi.org/10.5802/crmath.67 - D. Yeliussizov, Enumeration of plane partitions by descents, Journal of Combinatorial Theory Series A, Vol. 178, 2021, Article 105367, 18 p.
https://doi.org/10.1016/j.jcta.2020.105367 - D. Yeliussizov, Random plane partitions and corner distributions, Algebraic Combinatorics, Vol. 4, 2021, 599–617.
https://doi.org/10.5802/alco.171
Наименование темы проекта: История Золотой Орды в сочинении «Мунтахаб ал-тавāрӣх-и Му‘ӣнӣ».
ИРН проекта: АР08856086
Актуальность
Труд «Мунтахаб ал-тавāрӣх-и Му‘ӣнӣ» написан на персидском языке тимуридским придворным историком Мавлāнā Му‛ӣн ал-Дӣном Натанзӣ в 816/1413-14 году. К сожалению, оригинальный текст сочинения доступен не всем историкам, и до настоящего времени отсутствует полный перевод всего материала по истории Золотой Орды, содержащегося в сочинении «Мунтахаб ал-тавāрӣх-и Му‘ӣнӣ». В 1941 г. были опубликованы переводы кратких извлечений из «Анонима Искандера», выполненные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные С.Л. В предисловии к переводу отмечалось, что многие места текста сочинения «остались неясны», и поэтому авторы перевода отказались от издания некоторых мест «Анонима», имеющих отношение к Золотой Орде. Для определения степени важности и достоверности сведений «Мунтахаб ал-тавāрӣх-и Му‘ӣнӣ», необходим источниковедческий анализ и перевод с персидского языка всего материала по истории Золотой Орды.
Цель
Введение в научный оборот всего материала по истории Золотой Орды, содержащегося в сочинении «Мунтахаб ал-тавāрӣх-и Му‘ӣнӣ» Мавлāнā Му‛ӣн ал-Дӣна Натанзӣ, а также его критическое и всестороннее изучение.
Ожидаемые и достигнутые результаты
- Были выполнены критическое изучение и научный перевод с персидского языка полный текст главы «Табаге-йи авлāд-и Джӯчӣ хāн» («Глава о потомках Джӯчӣ хāн») из сочинения «Мунтахаб ал-тавāрӣх-и Му‘ӣнӣ»;
- Определён основной круг арабографических источников для проведения сравнительно-критического анализа с данными «Мунтахаб ал-тавāрӣх-и Му‘ӣнӣ». Выявлены тимуридские исторические сочинения, ранее не привлекавшиеся для изучения истории Казахстана: «Синоптическое описание» и «Шамс ал-хусн»;
- Отобран оригинальный материал из сочинения «Мунтахаб ал-тавāрӣх-и Му‘ӣнӣ», содержащий сведения об устройстве и управлении улусами Чингизидов, о законном праве Чингизидов на верховную власть. На основе выявленного материала была подготовлена статья под названием «Земельное право казахов: от Ясы Чингисхана до «Жеты Жаргы» Тауке хана»;
- Выявлены, переведены и проанализированы сведения о Чагатаидах, искавших защиту и покровительство у ханов Золотой Орды, во времена междоусобиц в Улусе Чагатая;
- Выявлены, переведены и проанализированы сведения о сложных взаимоотношениях между Чингизидами: Джучидами, Чагатаидами и Хулагуидами;
- Были переведены и проанализированы сведения из разделов: «Упоминание о наступлении войска Тӯкмāака в Мāварā’ал-нахр по подстрекательству Камар ал-Дӣна и возникновении войны в вилайете Узджанд вследствие нападения мугӯлов»; «Упоминание о походе Султāна Сāхибкирāна на Хорезм, о прибытии Тӯктāмӣша в Туркистāн и его бегстве обратно, и о событиях, которые произошли в то время», «Упоминание о выступлении Султāна Сāхиб-Кирāна в первый раз в сторону Дешт-и Кипчāка», «Упоминание о походе Султāна Сāхиб-Кирāна во второй раз для завоевания стран Дешт-и Кипчāка», «Упоминание о милостях Султāна Гāзӣ, которые он проявил по отношению к Тӯктāмишу, и рассказ о его неблагодарности взамен этого. Сражение, которое произошло между Султāном Гāзӣ и Урӯс хāном».
Члены исследовательской группы.
Тулибаева Жулдыз Мусаевна, доктор исторических наук, научный руководитель проекта, основной исполнитель. ORCID: 0000-0002-4284-0871
Болатхан Алия, магистр, кандидат PhD, основной исполнитель.
Тулибаев Темур Едгорович, старший научный сотрудник, основной исполнитель. ORCID: 0000-0002-7534-8007
Список публикаций.
- I. Статьи в рецензируемых научных изданиях, индексируемых в Arts and Humanities Citation Index базы Web of Science (сылка на издание):
1) Тулибаева Ж.M., Тулибаев С. T. Земельное право казахов: от Ясы Чингисхана до «Жеты Жаргы» Тауке хана // Voprosy Istorii. – 2021. – № 6 (1). – С. 174-184.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46129395
DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202106Statyi25
2) Тулибаева Ж.М., Тулибаев Т.Е. Правители и ислам в Золотой Орде: по материалам тимуридских источников первой половины XV века // Voprosy Istorii. – 2022. – № 5 (2). – С. 67-77.
https://elibrary.ru/item.asp?id=48611658
DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202205Statyi40
- II. Статьи в отечественных изданиях, рекомендованных КОКСОН:
1) Тулибаева Ж.M., Тулибаев T.E. Ерте тимуридтік тарихнамадағы Қазақстан тарихы // ҚазҰУ Хабаршысы. Шығыстану сериясы. – 2021. – № 2 (97). – Б. 116-124.
https://doi.org/10.26577/JOS.2021.v97.i2.012
2) Тулибаева Ж.M. Извлечения по истории Золотой Орды из «Шаджара-йи турк ва мугӯл» // Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетінің Хабаршысы. Тарихи ғылымдар. Философия. Дінтану сериясы. – 2021. – № 3 (136). – С. 133-146.
DOI: https://doi.org/10.32523/2616-7255-2021-136-3-133-146
3) Тулибаева Ж.M., Тулибаев T.E. К истории появления двух редакций сочинения Му‘ин ад-Дина Натанзи // ҚазҰУ Хабаршысы. Тарих сериясы. – 2021. – № 4 (103). – С. 92-100.
DOI: https://doi.org/10.26577/JH.2021.v103.i4.09
2022 г.
4) Тулибаева Ж.М. Сословие потомков Джӯджӣ хāна: Перевод извлечений из «Мунтахаб ал-тавāрӣх-и Му‘ӣнӣ // ҚазҰУ Хабаршысы. Тарих сериясы. – 2022. – № 2 (105). – С. 58-70.
https://doi.org/10.26577/JH.2022.v105.i2.06
Наименование проекта:
Развитие инклюзивного общества роль модели образования и социального государства всеобщего благосостояния опыт скандинавских стран
Developing inclusive society: the role of education model and welfare state, some insights from Nordic countries’ experience
«Инклюзивті қоғамды қалыптастыру: білім беру моделі мен әлеуметтік мемлекеттің рөлі, Скандинав елдерінің тәжірибесі»
Актуальность проекта:
Во-первых, в научной литературе не существует какой либо единой теории или теоретического подхода, которые могли бы объяснить, каким образом можно развивать инклюзивное общество. И этот проект направлен на изучение взаимосвязи между расширяющим возможности сильным (качественным) образованием, феноменом “активный гражданин”, моделью социального государства, где понятие “забота” является центральной идеей/концепцией, и развитием инклюзивного общества. Мы считаем, что расширяющее права и возможности и доступное для всех образование является основным фактором развития инклюзивного общества.
Хотя, взаимосвязь между построением инклюзивного общества и качественным образованием (расширяющим права и возможности), и социальным государством в основном игнорируется в социальных исследованиях в Евразийских странах, тем не менее она широко изучается учеными скандинавских стран (см., например, Knijn & Kremer, 1997; Kananen, 2014, Sumer 2014). Таким образом, этот проект может быть уникальным для Казахстана и евразийских стран, в целом.
Во-вторых, хотя в западной научной среде имеется немало работ, критикующих неолиберальный капитализм (см., например, Rodriguez, 2020; Springer, Birch and MacLeavy (2016) и многие другие), очень мало исследований посвящено негативному влиянию неолиберального капитализма на Казахстан и евразийские страны в целом (можно назвать лишь немногих исследователей, таких как J. Nazpary (2002) и B. Sanghera (2018, 2015)). В частности, несмотря на растущий объем литературы, в которой обсуждаются негативные последствия неолиберального капитализма на построение инклюзивного общества (например, Whyte 2019) в постсоветских странах они практически неизвестны.
В Казахстане и других странах евразийских странах дискуссии о социальном государстве, как правило, слишком узко сфокусированы на дихотомии государство против рынка, и слишком много внимания уделяется денежным пособиям, а не услугам и социальным программам. Несмотря на то, что дебаты по концептуализации скандинавской модели не привели к консенсусу по определениям, скандинавские страны характеризуются системой социального обеспечения, качественным и доступным образованием, расширяющим права и возможности, инклюзивными гражданственностью и обществом, а также инклюзивной системой труда.
Очень мало исследований было осуществлено по контент-анализу и дискурс-анализу доминирующих моделей образования и, в целом, доминирующих социокультурных норм, препятствующих развитию инклюзивного общества (например, в образовании (Fimyar and Kurakbayev, 2016), в социологии (Kudaibergenova, 2018)).
Также несмотря на появление новых исследований об опасности эксклюзивистских идентичностей, фрагментированного общества (Жусипбек и Нагаева, 2020; Ibadildin & Pisareva, 2020) необходимы дополнительные исследования.
Наконец, в Казахстане существует потребность в проведении исследований, посвященных опыту скандинавских стран в построении инклюзивных обществ. В целом, скандинавская модель социального государства – это не только экономический и политический проект, но и проект по формированию идентичности, подразумевающий плюрализм, инклюзивность и ориентацию на права человека.
3) научные и технологические нужды, обосновывающие важность результатов проекта (при наличии, включить социальный спрос и (или) экономическую и индустриальную заинтересованность, другие подтверждающие данные), значимость проекта в национальном и международном масштабах, применимость его результатов для развития соответствующей сферы экономики, науки и (или) общественных отношений;
Во-первых, инклюзивное общество демонстрирует, что важнейшим “достоянием” (активом) государства является человек. Значение построения инклюзивного общества заключается в том, что именно инклюзивное общество в большей степени может способствовать развитию человечества и, в общем, улучшению жизни людей. Хорошими примерами в этом отношении могут служить скандинавские страны, которые являются самыми безопасными и инновационными в мире.
Во-вторых, чем более инклюзивнее общество, тем меньше прослеживается культура доминирования и тем больше социальной интеграции и меньше отчуждения (по возрасту, расе, происхождению, социальному классу, полу, образованию), тем активнее граждане, кроме того, образование является менее патерналистским и более качественное, наделяющее правами и возможностями.
В-третьих, уроки скандинавских стран в развитии инклюзивного общества важны для Казахстана, перед которым стоит трудно-разрешимая задача достижения баланса в мире растущего напряжения между мировыми державами, и построение инклюзивного общества было бы лучшей стратегией для Казахстана в ситуации возросшего популизма. Также маловероятно, что цель устойчивого роста и стратегия присоединения к наиболее развитым странам может быть достигнута путем игнорирования плюсов, которые может дать развитие инклюзивного общества.
В-четвертых, построение инклюзивного общества необходимо для преодоления проблемы разобщенности (фрагментарности) общества. “Сегодня казахстанское общество фрагментировано и разделено, то есть люди живут в разных политических и социальных реалиях. Они интересуются разными вопросами и не замечают проблем, актуальных для других” (Ibadildin & Pisareva, 2020, 113). С другой стороны, этнический национализм и языковой партикуляризм по-прежнему являются важными факторами в сфере неформальных институтов. В целом, в контексте постсоветских стран этническая принадлежность и язык стали основными критериями категоризации людей. Примордиалистский подход к нации продолжает оказывать решающее влияние на процессы национального строительства, что препятствует построению инклюзивного общества (Абашин, 2012 г.). Поэтому необходимо бросить вызов доминирующим неформальным социальным нормам, неформальным институтам и способствовать миру посредством формирования инклюзивной идентичности (Slocum-Bradley, 2008).
В-пятых, очень важно выработать новые понятия о социальных правах и сделать понятие заботы центральным элементом концепции социального государства путем включения его в рынок труда. В Казахстане феномен заботы по-прежнему рассматривается многими как часть коммунитарного (общинного и семейного) долга и должна обеспечиваться семьями и социальными связями. Однако для общего развития необходимо принять некоторые ключевые элементы скандинавских государств благосостояния, такие как оплачиваемая забота (уход), включение в официальный рынок труда тысяч женщин, которые ухаживают за детьми, престарелыми и инвалидами.
В-шестых, существует необходимость в обсуждении недостатков неолиберального капитализма, например, невозможность неолиберальным капитализмом построения инклюзивного общества. Драматические события, связанные с чрезвычайно разрушительным воздействием пандемии КОВИД-19 на американское общество и анти-расистские протесты еще раз показали, что даже США, ведущая демократическая страна в мире, не может быть квалифицирована как полностью инклюзивная с точки зрения социальной и экономической интеграции социально-уязвимых групп населения и низкой инфраструктурной мощи в некоторых регионах страны.
Главной причиной данного феномена это то, что США является страной с доминирующей неолиберальной капиталистической моделью. Также стало очевидно, что интеграция некоторых заметных сегментов афроамериканцев и, в целом, групп “цветных”, пока не оказалась весьма успешной. Однако в скандинавских странах ситуация иная. Негативные последствия неолиберального капитализма, такие как маркетизация секторов образования и здравоохранения, низкая инфраструктурная мощь государства в бедных районах, неразвитость многих социальных прав, медленное развитие прав детей в некоторых сегментах американского общества и, напротив, доступность для всех качественного образования и здравоохранения, щедрые программы социального обеспечения, высокая инфраструктурная мощь в Скандинавских странах, требуют обсуждения.
4) влияние проекта на уровень научно-исследовательских работ, научно-технического потенциала, конкурентоспособность научных организаций и их коллективов, ожидаемый социальный и экономический эффект от результатов проекта, условия, необходимые для достижения ожидаемого эффекта.
Данный проект внесет вклад в развитие междисциплинарных теоретических изысканий моделей социального государства, академической критики неолиберального капитализма и “культуры доминирования”, концептуализации понятий “инклюзивное общество”, “активный гражданин”, “инклюзивная гражданственность”, “образование, расширяющее права и возможности”.
Данный проект, беря за основу построение инклюзивного общества демонстрирует, что важнейшим “достоянием” (активом) государства является человек. Значение построения инклюзивного общества заключается в том, что именно инклюзивное общество в большей степени может способствовать развитию человечества и улучшению жизни людей. Феномен “активный гражданин” – это способ обобщить новое лицо модели социального государства и он результат доступного всем “расширяющего возможности” образования. “Активный гражданин” предполагает, что человек, как гражданин, участвует во всех сферах общественной жизни – экономической, социальной и политической. Таким образом, отсутствие участия может быть истолковано как свидетельство маргинализации или социальной изоляции.
Проект имеет цель развития позитивного социального капитала, повышения уровня доверия в обществе, инновационности и счастья людей. Особенно, этот проект имеет цель способствовать решению проблемы фрагментированного общества, существования социально и экономически маргинализированных групп и слоев общества. Например, в Казахстане и других евразийских странах как политика, так и исследования еще не в достаточной степени учитывают социальную концепцию неформального семейного труда, такого как уход. Уход/ забота о близких все еще неформален и связан с традиционной семейной моделью, это неоплачиваемый труд, скрытый в семейном хозяйстве, выполняемый, как правило, женщинами, и, поскольку он исключен из категории формальной занятости, его нельзя признать основным источником дохода, престижа и социального обеспечения, и он не признан. В силу своей ответственности за неформальную работу по уходу, женщины подвергаются риску социальной маргинализации. Поэтому в такой среде, нередко неформальный уход, как таковой, может ассоциироваться с “отсталостью” традиций, и стать мишенью остракизма, тем самым здоровье и благополучие людей, нуждающихся в уходе, может быть поставлено под угрозу.
Однако, социальное государство, особенно скандинавская модель, поддерживает роль женщины как активного гражданина-работника и старается охватить даже тех, кто классически не принимается в качестве участников рынка труда, такие как “ухаживающие родственники” и инвалиды. Это новое понимание гражданственности очень важно для Казахстана и других стран Евразии, где значительная часть женщин, лиц, осуществляющих уход, и инвалидов находятся за пределами официального рынка труда и стали социально маргинализированными, или, по крайней мере, не могут пользоваться многими социальными правами и не находятся в положении активных граждан.
Цель проекта
Этот проект направлен на разработку теоретико-концептуальной базы, объясняющей связь между развитием доступного всем и расширяющей возможности модели образования и модели социального государства (всеобщего благоденствия), в которой оказание заботы является основополагающей концепцией, с одной стороны, и появлением таких феноменов, как активный гражданин, инклюзивная гражданственность и инклюзивное общество, с другой.
2.3. Задачи проекта.
В этом разделе описывается способ достижения цели проекта посредством логически взаимосвязанных, последовательных задач. Приводится перечень поставленных задач:
1.Поиск междисциплинарной концептуально-методологической базы, опираясь на опыт скандинавских стран, для развития инклюзивного общества в Казахстане и других евразийских странах, которые конституционно объявлены социальными, но где существуют угрозы возникновения фрагментированных обществ, растущего разрыва между богатыми и бедными, и где требуется развитие академической критики неолиберального капитализма и культуры доминирования.
2.Концептуализировать понятия “образование, расширяющее права и возможности” и предложение путей его развития с учетом скандинавского опыта, поскольку расширяющее права и возможности и доступное для всех образование является основным фактором развития инклюзивного общества.
3.Концептуализировать понятия “заботливое социальное государство” и “активный гражданин” и предложить пути их развития, учитывая опыт скандинавских стран. По существу, для развития инклюзивного общества необходимо приоритизировать заботу (сделать заботу центральной концепцией) в социально-экономической жизни, что, в свою очередь, требует принятия социальной модели государства и развития активной и инклюзивной гражданственности.
4.Концептуализировать “эндогенное, идущее изнутри” развитие инклюзивного общества с учетом особенностей, присущих Казахстану и другим странам Евразии, что требует анализа феноменов идентичности и культура. Предполагается, что анализ идентичностей и культуры будет опираться на роль образования, прав в образовании, моделей образования, расширяющего права и возможности детей и молодежи. Поэтому развитие инклюзивного общества обусловлено позитивными преобразованиями, которые во многом основываются на изменении культурных ценностей (и которые, в свою очередь, проявляются прежде всего в неформальных институтах). Для осуществления позитивных преобразований культурных ценностей необходимо развитие определенных моделей образования и позитивная трансформация самой культуры.
5.Концептуализировать позитивные преобразования культурных ценностей, в частности, где необходима разработка новых дискурсов связанных с моделями образования, моделями воспитания (в частности, модель “мудрого-авторитетного/демократического” родителя является доминирующей в скандинавских странах), отношений между поколениями, в целом, новых дискурсов в отношениях между различными социальными группами, основанных на уважении человеческого достоинства, гармонии, сопереживании (эмпатии) и солидарности.
6.Концептуализировать пути построения инклюзивного общества, где необходима эпистемологическая реформа консервативных религиозных толкований и культурная модернизация неформальных культурных норм. Как таковые, эпистемологическая реформа и культурная модернизация, являющиеся взаимоукрепляющими феноменами, должны быть способны развивать религиозные интерпретации и культурные нормы, отвечающие требованиям и вызовам XXI века (Zhussipbek & Nagayeva 2019a). По сути, люди не являются заложниками своих архаических или ретроградных культурных норм , поскольку культура, является динамичным, постоянно развивающимся и гибким феноменом.
Описание состава исследовательской группы.
Жусипбек Галым, Научный руководитель проекта, ГНС, PhD доктор. Galym Zhussipbek (0000-0002-6924-6039) – ORCID;
Нагаева Жанар исследователь в СДУ, ВНС, MA Индекс-:– 2 (Scopus). Zhanar Nagayeva (0000-0002-9902-1287) – ORCID;
Бактыбек Алтынай научный сотрудник, MA. Altynay Baktybek (0000-0003-0757-2442) – ORCID;
Ермеков Алибек, научный сотрудник MA.
Публикации:
Сведения об основных публикациях научного руководителя;
Индекс цитирования:
Индекс Хирша (h-index): 1 (Scopus, Web of Science)
https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57195469148,h-индекс: 5 (Google Scholar)
(https://scholar.google.com/citations?user=Msle62EAAAAJ&hl=en)
1.G.Zhussipbek, Zh.Nagayeva. (2019). “Epistemological Reform and Embracement of Human Rights. What Can be Inferred from Islamic Rationalistic Maturidite Theology?” (Scopus, Scimago). Open Theology, De Gruyter, 5, 1: 347–365, ISSN (Online) 2300-6579, DOI: https://doi.org/10.1515/opth-2019-0030.Процентиль:86% (2019) (https://www.scopus.com/sourceid/2110085445),
Квартиль:Q2 (2019):
https://www.scimagojr.com/journalsearch.php?q=21100854445&tip=sid&clean=0;
2.G.Zhussipbek, B.Satershinov(2019). “Search for the Theological Grounds to Develop Inclusive Islamic Interpretations: Some Insights from Rationalistic Islamic Maturidite Theology”, Religions, 10, 609; https://doi.org/10.3390/rel10110609.
https://www.mdpi.com/2077-1444/10/11/609.
Процентиль:83%(2019):
https://www.scopus.com/sourceid/21100286926.Квартиль:Q1(2019):
https://www.scimagojr.com/journalsearch.php?q=21100286926&tip=sid&clean=0,
3.Zhussipbek,G., et al. (2017) Foundations of inclusive kazakh religious identity, European Journal of Science and Theology 13(5):143-154, https://pdfs.semanticscholar.org/65ed/5bb36ad2997d8d1c1c3525171160fdb575a7.pdf
Процентиль:98%(2019): https://www.scopus.com/sourceid/19400157273.квартиль:Q1(2019):
https://www.scimagojr.com/journalsearch.php?q=19400157273&tip=sid&clean=0
4.G.Zhussipbek, K.Moldashev (2019) “Rawlsian Liberalism and Rationalistic Maturidi Islam in Central Asia,” in Theorizing Central Asia, Palgrave Macmillan. (pp.95-118), ISBN978-3-319-97355-5. https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-97355-5_5.
5.G.Zhussipbek (2017) Legacies of Division: Discrimination on the Basis of Religion and Ethnicity in Central Asia, “History of Central Asia”, Equal Rights Trust, London, pp.9-41, http://www.equalrightstrust.org/ertdocumentbank/Legacies%20of%20Division.pdf.
6.G.Zhussipbek (2015) Disenchantment (?)with Liberalism in Post-Soviet Societies, Rethink Paper № 20, Rethink Institute, Washington, DC, USA. https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2622505.
7.G.Zhussipbek (2014) “Exclusivist identities in Central Asia: Implications for Regional Cooperation and Stability.” In Nationalisms and Identity Construction in Central Asia: Dimensions, Dynamics, and Directions. Lanham: Rowman&Littlefield, pp.129-147. Available: https://nationalismstudies.org/wp-content/uploads/2020/06/Exclusivist_Identities_in_Central_Asia_I.pdf8.G.Zhussipbek(2008). PhD dissertation “The Evolvement of the European Security and Defense Policy (under the light of Neo-gramscian approach) and its influence on the security of the post-Soviet area, Ankara University, Faculty of Political Science.
9.ZhussipbekG.(2014). “Eurasian Integration and European Integration Compared”, The Washington Review of Turkish and Eurasian Affairs. Available at: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2622557
10.G.Zhussipbek (2013). «International Political Identity of the European Union», Journal of International Relations Theory and World Politics, Moscow, V.11. №1 (32). Available at: http://intertrends.ru/old/thirty-second/Zhussipbek.pdf.
Основные публикации исследовательской группы:
1.Zhussipbek G., Nagayeva Zh (2019) “Cognitive Unconscious”, “Modern Conservatism”, and “Core Liberal Values” in the Context of Youth’s National Identity в сборнике “The Nazarbayev Generation: Youth in Kazakhstan, Contemporary Central Asia: Societies, Politics and Cultures, Rowman&Littlefield. ISBN 1793609144, 9781793609144, стр.133-152.
2.Г. Жусипбек, Ж. Нагаева (2020) “Неформальные институты и эксклюзивные идентичности в Казахстане: что показали погромы в Кордае”, Central Asian Analytical Network, интернет-портал Университета им. Дж.Вашингтона, //https://caa-network.org/archives/19297.
3.Г. Жусипбек, Ж. Нагаева (2019) “Концепция «инклюзивное развитие» в качестве альтернативы нео-либеральному капитализму и коррекции модели устойчивое развитие”, Аль-Фараби, №4-(68), с.90-100.
4. Г. Жусипбек, Ж. Нагаева (2018) “Нахождение путей развития инклюзивных институтов в странах евразийской интеграции: опыт европейской интеграции и роль плюралистической идентичности и культуры”. Аль-Фараби, №4(64). C.69-82, online:http://iph.kz/doc/ru/1379.pdf.
5.Г. Жусипбек, Ж. Нагаева, А.Ермеков (2019). “Трудности построения инклюзивного общества: патерналистская культура и негативный социальный капитал”, «YResearchClub», //https://yresearchclub.com/трудности-построения-инклюзивного-о/.
6.Г. Жусипбек, Ж. Нагаева (2018) “Что препятствует развитию инклюзивных институтов в странах Центральной Азии?”, Central Asian Analytical Network, //http://caa-network.org/archives/14372.
7.Г. Жусипбек, Ж. Нагаева (2018) “Без экологического сознания не решить экологические проблемы в странах Центральной Азии”, CAAN, //https://caa-network.org/archives/14565.
8.Ғ. Жүсіпбек (2018) “Конструктивизм, Евразия елдерінде инклюзивті институттарды дамыту және Европалық интеграция тәжірибесі”, YResearchClub. https://yresearchclub.com/конструктивизм-евразия-елдерінде-ин/.
9.A. Yermekov (2018) “Evolution of the Nuclear Strategy after end of the Cold War. Main Vectors of Strategic Development. Central Asia’s Affairs № 4, ISSN 2414-570X 4/2018
10.A. Yermekov et al. (2017). “The Impact of Chinese SLOC Development within International Security Trends”, KazNU Bulletin. №1-(77).
11.А. Ермеков и др. (2017). Статистический бюллетень по актуальным вопросам молодежи за 2-полугодие 2017 г.Астана: НИЦ «Молодежь».
12.Г.Жусипбек, Ж.Нагаева (2016). “Как связано развитие страны с моделями воспитания и образования?” CAAN, //https://caa-network.org/archives/7892.
13.Г.Жусипбек (2015) “Эксклюзивистские национальные самоидентификации или пороховая бочка Центральной Азии”, CAAN, //https://caa-network.org/archives/6038.