Степень

Бакалавр социальных наук по Прикладной психологии

Продолжительность

4 года

Пороговый балл на платное отделение

50

ECTS

240

Требуемый уровень английского языка

B1 (Intermediate)

Программа нацелена на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных эффективно применять психологические знания и методы в разнообразных практических сферах. Особое внимание уделяется развитию навыков аналитической работы и решению психологических проблем в различных социальных и культурных контекстах, а также формированию умений междисциплинарного сотрудничества и этичного использования психологических знаний в профессиональной деятельности.

  • Владеть базовыми знаниями в области естественнонаучных (социальных, гуманитарных, политических, экономических) дисциплин, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления, и базовой подготовкой со знанием турецкого, английского и казахского/русского языков.
  • Демонстрировать понимание себя, других и общества, а также знакомство и понимание основных концептов, теоретических взглядов, исторических тенденций и ряда методов исследования, подходов, доказательств, интерпретаций и приложений для анализа психологии индивида, общества и культур.
  • Обладать пониманием и уважением сложности социокультурного разнообразия и контекста; разделять ценности, способствующие развитию инклюзивного общества.
  • Применять навыки цифровой грамотности используя информационные и коммуникационные технологии, такие как интернет-ресурсы, облачные, мобильные и цифровые сервисы для поиска, хранения и анализа данных и информации.
  • Анализировать концептуальные и исторические основы психологии как дисциплины, также понимать обширность и разнообразие психологии и ее потенциал воздействия на широкий спектр актуальных проблем.
  • Соблюдать навыки профессиональной рефлексии, проектного менеджмента и навыки работы в команде.
  • Применять психологические принципы к личным, социальным и организационным проблемам: идентифицировать, контекстуализировать и оценивать разнообразные модели поведения, психологического функционирования и опыта, исходя из множества перспектив и подходов в психологии. Способность проводить психодиагностическую, психокоррекционную, психотерапевтическую и консультативную работы.
  • Развивать навыки критического мышления для решения сложных проблем с целью выявления творческих и инновационных решений.
  • Генерировать и исследовать соответствующие психологические гипотезы и исследовательские вопросы, опираясь на соответствующую теорию, исследования и практику, проектировать исследования (количественные, качественные, смешанные методы) и собирать оригинальные данные. Применять различные методы исследования, такие как эксперименты, наблюдения, анкетирование, психометрические тесты, интервью, фокус-группы, творческие методы или анализ вторичных данных.
  • Проявлять умение эффективно общаться как устно, так и письменно в различных социальных, профессиональных и академических сферах. Ясно и четко излагать свои мысли и знания как специалистам, так и непрофессионалам.
  • Знать и применять международные и национальные стандарты профессиональной этики в психологии. Распространять и применять психологические знания этично, профессионально и безопасно к решению актуальных локальных и глобальных проблем, как в исследовательской, так и практической сферах.
1 семестр
Код по порталу Наименование дисциплины ECTS Аудиторные часы Форма контроля Результат обучения
PSYC 101 История психологии в Казахстане 5 2+1+0 Экзамен ОН 5/ РО 5/ LO 5
PSYC 102 Введение в психологию 5 1+2+0 Экзамен ОН 5/ РО 5/ LO 5
MDE 291 Физическая культура 1 2 0+1+0 Экзамен ОН 1/ РО 1/ LO 1
MDE 103, MDE 104, MDE 107, MDE 109, MDE 156, MDE 157, MDE 190, MDE 192, MDE 195, MDE 197, MDE 199 Иностранный язык 1 5 0+3+0 Экзамен ОН 1/ РО 1/ LO 1
MDE 283, MDE 285 Турецкий язык 1 4 0+3+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2
PSYC 103 Академическое письмо и исследовательские навыки 5 2+1+0 Экзамен ОН 10/ РО 10/ LO 10
MDE 153 Модуль социально-политических знаний (культурология) 2 1+0+0 Экзамен ОН 1/ РО 1/ LO 1
MDE 154 Модуль социально-политических знаний (психология) 2 1+0+0 Экзамен ОН 1/ РО 1/ LO 1
MDE 160 Community engagement and value based Society 1 0 0+1+0 Экзамен ОН 1/ РО 1/ LO 1
Итого 30
 
2 семестр
Код по порталу Наименование дисциплины ECTS Аудиторные часы Форма контроля Результат обучения
MDE 292 Физическая культура 2 2 0+1+0 Экзамен ОН 1/ РО 1/ LO 1
MDE 002, MDE 191, MDE 194, MDE 106, MDE 108, MDE 110, MDE 158, MDE 187, MDE 188, MDE 196, MDE 198, MDE 200 Иностранный язык 2 5 0+3+0 Экзамен ОН 1/ РО 1/ LO 1
MDE 283, MDE 285 Турецкий язык 2 4 0+3+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2
PSYC 104 Учебная практика 5 2+1+0 Задача
MDE 171 История Казахстана 5 2+1+0 Национальный экзамен ОН 1/ РО 1/ LO 1
PSYC 113 Личность и аффективная наука I 4 1+2+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2
PSYC 106 Возрастная психология и психология развития I 5 1+2+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2
MDE 107 Community engagement and value based Society 2 0 0+1+0 Экзамен ОН 1/ РО 1/ LO 1
Итого 30
 
3 семестр
Код по порталу Наименование дисциплины ECTS Аудиторные часы Форма контроля Результат обучения
MDE 111, MDE 113, MDE 115, MDE 117, MDE 121, MDE 123, MDE 125, MDE 127 Казахский язык 1 / Русский язык 1 5 0+3+0 Экзамен ОН 1/ РО 1/ LO 1
MDE 293 Физическая культура 3 2 0+1+0 Экзамен ОН 1/ РО 1/ LO 1
PSYC 224 Введение в консультативную психологию 4 0+2+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2 ОН 11/ РО 11/ LO 11
MDE 151 Модуль социально-политических знаний (политология) 2 1+0+0 Экзамен ОН 1/ РО 1/ LO 1
MDE 152 Модуль социально-политических знаний (социология) 2 1+0+0 Экзамен ОН 1/ РО 1/ LO 1
PSYC 225 Личность и аффективная наука ІІ 4 1+2+0 Экзамен ОН 4/ РО 4/ LO 4
PSYC 203 Методы исследования в психологии I 5 1+2+0 Экзамен ОН 9/ РО 9/ LO 9 ОН 11/ РО 11/ LO 11
PSYC 204 Возрастная психология и психология развития II 5 1+2+0 Экзамен ОН 6/ РО 6/ LO 6
Итого 29
 
4 семестр
Наименование дисциплины ECTS Аудиторные часы Форма контроля Результат обучения
MDE 112, MDE 114, MDE 116, MDE 118, MDE 122, MDE 124, MDE 126, MDE 128 Казахский язык 2 / Русский язык 2 5 0+3+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2
MDE 294 Физическая культура 4 2 0+1+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2
PSYC 205 Статистика в психологии 5 1+2+0 Экзамен ОН 9/ РО 9/ LO 9
PSYC 206 Социальная психология I 5 1+2+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2 ОН 3/ РО 3/ LO 3
PSYC 207 Экзистенциальная психотерапия 4 0+2+0 Экзамен ОН 7/ РО 7/ LO 7
MDE 173 Информационно-коммуникационные технологии (на английском языке) 5 2+1+0 Экзамен ОН 4/ РО 4/ LO 4
PSYC 208 Культурная психология I 5 1+2+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2 ОН 3/ РО 3/ LO 3
Итого 31
 
5 семестр
Код по порталу Наименование дисциплины ECTS Аудиторные часы Форма контроля Результат обучения
MDE 161 Экономика 5 2+1+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2
MDE 163 Основы антикоррупционной культуры
MDE 164 Экология
MDE 165 Основы безопасности жизнедеятельности
MDE 162 Право
MAN 322 Предпринимательство
MDE 289 Финансовая грамотность
JUR 418 Методы исследования
MDE 172 Философия 5 2+1+0 Экзамен ОН 1/ РО 1/ LO 1
PSYC 301 Социальная психология II 5 1+2+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2 ОН 3/ РО 3/ LO 3
PSYC 302 Культурная психология II 5 1+2+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2 ОН 3/ РО 3/ LO 3
PSYC 303 Психология спорта и здоровья 5 1+2+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2 ОН 7/ РО 7/ LO 7
PSYC 304 Введение в судебную психологию
PSYC 305 Поведенческая нейронаука I 5 1+2+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2 ОН 6/ РО 6/ LO 6
Итого 30
 
6 семестр
Код по порталу Наименование дисциплины ECTS Аудиторные часы Форма контроля Результат обучения
PSYC 306 Психология в образовании 5 1+2+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2
PSYC 307 Поведенческая нейронаука II 5 1+2+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2
PSYC 308 Психологическая терапия 5 1+2+0 Экзамен ОН 7/ РО 7/ LO 7
PSYC 309 Патопсихология 5 1+2+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2 ОН 6/ РО 6/ LO 6
PSYC 310 Когнитивная нейронаука І 5 1+2+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2
PSYC 311 Клиническая психология 5 1+2+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2 ОН 7/ РО 7/ LO 7
PSYC 312 Организационная психология 5 1+2+0 Экзамен ОН 2/ РО 2/ LO 2 ОН 7/ РО 7/ LO 7
Итого 30
 
7 семестр
Код по порталу Наимнование дисциплины ECTS Аудиторные часы Форма контроля Результат обучения
PSYC 401 Методы исследования в психологии II 5 1+2+0 Экзамен ОН 9/ РО 9/ LO 9 ОН 11/ РО 11/ LO 11
PSYC 402 Когнитивная нейронаука ІІ 5 1+2+0 Экзамен ОН 7/ РО 7/ LO 7
PSYC 403 Продвинутое консультирование 5 1+2+0 Экзамен ОН 7/ РО 7/ LO 7
PSYC 404 Психология семьи и супружеской пары 5 1+2+0 Экзамен ОН 7/ РО 7/ LO 7
PSYC 405 Исследования психологических травм 5 1+2+0 Экзамен ОН 9/ РО 9/ LO 9
PSYC 406 Продвинутая психологическая терапия 5 1+2+0 Экзамен ОН 7/ РО 7/ LO 7
Итого 30
 
8 семестр
Код по порталу Наименование дисциплины ECTS Аудиторные часы Форма контроля Результат обучения
PSYC 430 Производственная практика 10 0+8+0 Задача
PSYC 431 Преддипломная практика 12 0+10+0 Задача
PSYC 432/PSYC 433/PSYC434 Комплексный экзамен / Написание и защита дипломной работы / Дипломный проект 8 0+6+0 Комплексный экзамен
Итого 30
Итого 240

Образовательная программа «Прикладная психология» помогает студентам разобраться в различных направлениях психологии и определиться с будущей карьерой уже на уровне бакалавриата. В дальнейшем это дает им четкое понимание, хотят ли они продолжить обучение в магистратуре или докторантуре либо выбрать практическую деятельность.

Благодаря изучению разных областей психологии выпускники могут работать в самых разных организациях, включая частную практику, неправительственные и государственные учреждения, коммерческие компании, социальные службы, школы, больницы, университеты, спортивные организации и научно-исследовательские институты. Они могут начинать карьеру с базовых позиций и со временем профессионально расти, находя работу на местном, национальном и международном уровнях.

Assel Aitimbetova

Teacher

PROFILE

 

ASSEL AITIMBETOVA
assel.aitimbetova@sdu.edu.kz

Post
1. Teacher
2. Psychologist at the SDU Psychological Center and the Faculty of Engineering and Natural Sciences

Academic career
2021 – 2022, Siberian Institute of Phenomenological and Existential Psychology, Russia “Existential and Phenomenological Psychology” professional retraining program
2015 – 2019, M.S. Narikbayev KAZGUU University in Astana, Kazakhstan Psychology (major), HR management (minor) Bachelor’s degree
2012 – 2015 Kazakh-Turkish accounting and economic college, Accounting and audit

Courses
PSY 329Technologies of practical psychologist’s work in an educational organization
– PRI 308 – Psychology and pedagogical diagnostics of primary school students
PSYC 101 – History of Psychology in Kazakhstan
PSYC 104 Educational practice

Diana Karim

Teacher

PROFILE

Post
1. Teacher
2. Psychologist at the Center for Psychological Support
3. Coordinator of the “Applied Psychology” educational program

Academic career
BA: Narxoz University, 2016
MSc: Arden University, 2025

Courses
PSYC 113 – Personality and Affective Science I
PSYC 103 – Academic writing and Research Skills

Publications
1. Suyundykova N.M., Karim D.R. Socio-Cultural and Psychological Determinants of Suicidal Behavior Among Students and Issues in Its Research. // In Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, “Psychological Science and Education: From History to the Future”, dedicated to the 90th anniversary of Al-Farabi Kazakh National University. Almaty, Kazakhstan.
Editor of two monographs:
1. The Unfinished Famine of Soviet Children (The first psychological examination of policies and child-rearing practices in the Soviet Union and their psychological effects). Almaty, Kazakhstan, 2024, 224 p. ISBN 978-601-7351-75-5 (Незавершенный JUT советских детей. Астана, 2024. 224с.). in Russian.
2.PERZENT: Uniting Nomadic Roots in PRESENT Child-Rearing. A NovelConcept by Nurgul Moldabayqyzy, Almaty, Kazakhstan, 2024,134 p. ISBN 978-601-80198-2-1. In English

Gulnur Yeszhanova

MA, teacher

PROFILE

 

GULNUR YESZHANOVA
gulnur.yeszhanova@sdu.edu.kz

Post
1. MA, Teacher
2. Director of the Psychological Support Center

Academic career
BA: Qoja Ahmet Yassawi International Kazakh-Turkish University, 2010
MA: Omsk Humanitarian Academy, 2018

Courses
PSYC 106Department of Social Sciences

Nurgul Suyundykova

PhD candidate, Senior lecturer

PROFILE

Post
PhD candidate, Senior lecturer

Academic career
BA: Maqsut Narikbayev University, 2006
MA: Classic Private University, 2017
PhD: Abai University, 2027

Courses
PSYC 106 – Developmental Psychology І
PSYC 101 – History of Psychology in Kazakhstan 
PSYC 113 – Personality and Affective Science I
PSYC 103 – Academic writing and Research Skills

Publications
1. Suyundykova N. M., & Tapalova O. B.Behavioral health: Phenomenon, problems, research approaches. Bulletin of Abai KazNPU. Series: Psychology, 4(81), 22–39. 2024.
2. Suyundykova N. M., Karabaeva A. K., & Tapalova O. B. Violence in intimate partner relationships: A behavioral health disorder or a social phenomenon? Internauka: Electronic Scientific Journal, 45(362), 32–38. 2024.
3. Suyundykova N. M., & Karim D. R. Socio-cultural and psychological determinants of suicidal behavior among students and issues in its research. In Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, “Psychological Science and Education: From History to the Future” (pp. 393–399). Almaty, Kazakhstan: Al-Farabi Kazakh National University. 2024.
4. Moldabayqyzy N. PERZENT (Source): Uniting nomadic roots in present child-rearing. A novel concept. Fortuna Publishing House. ISBN 978-601-80198-2-1. 2024.
5. Suyundykova N. M. Незавершенный JUT советских детей [The unfinished famine of Soviet children (The first psychological examination of child-rearing practices in the Soviet Union and their psychological effects)]. Fortuna Publishing House.  ISBN 978-601-7351-75-5. 2024.
6. Suyundykova N. M. Psychological and existential analyses of Kazakh ethnic child play therapy. Nur-Sultan, Kazakhstan. ISBN 978 – 601 – 08 – 2065 – 4. 2022. (In Kazakh).

 

Учебная программа разработана в соответствии со стандартами и рекомендациями британского высшего образования, установленными Агентством по обеспечению качества высшего образования (Quality Assurance Agency for Higher Education). Она сочетает теоретические знания с практическими навыками, а курсы преподают специалисты, имеющие не только академическую подготовку, но и реальный опыт работы в своей сфере.

Программа включает современные практические направления клиентского консультирования и терапии, такие как:

  • Психологическое консультирование
  • Психологическая терапия
  • Экзистенциальная терапия
  • Патопсихология
  • Исследования психологической травмы
  • Психология в образовании
  • Психология семьи и пар

Кроме того, студенты могут выбрать факультативные курсы, связанные с прикладными областями психологии:

  • Организационная психология
  • Введение в судебную психологию
  • Клиническая психология
  • Психология спорта и здоровья

Программа ориентирована на современные международные стандарты и отходит от советского наследия, учитывая передовой академический опыт.

  1. “Мәдени және экзистенциялық психология орталығы”, Астана, Қазақстан
  2. SDU University Психологиялық қолдау орталығы, Қаскелең, Қазақстан
  3. “Vitality” Психологиялық қолдау орталығы, Рига, Латвия

.              .             

Состав Консультативного совета образовательной программы «Прикладная психология» на 2024-2025 учебный год

Саудбаев Мадияр Декан факультета права и социальных наук
Алимжанова Айкерим Заведующая кафедрой социальных наук
Карим Диана Руководитель ОП “Прикладная психология”
Суюндыкова Нургуль Основатель Центра культурной и экзистенциальной психологии, психолог, старший преподаватель
Тапалова Ольга Профессор Abai University, руководитель образовательной программы “Клиническая психология”, психолог
Есжанова Гүлнұр Директор Центра психологической поддержки SDU, преподаватель
Елшибаева Кулмаш Доктор PhD, профессор, практик-психолог, выпускник программы “Болашак”, член-корреспондент Международной академии психологических наук, основатель Республиканской школы психологии

Диана Карим

Координатор программы

Дарынды студенттерді қолдау

Бұл бағдарлама көрнекті студенттерге, олардың әл-ауқатына қарамастан арналған. Бағдарламаға лайықты студенттер белгілі академиялық және әлеуметтік жетістіктерді көрсетуі тиіс. Бұл бағдарлама толық немесе ішінара гранттар беру немесе жатақханалық орын беру арқылы студенттердің кәсіби және жеке дамуына ықпал етуге арналған. Грантты оның барлық әрекет ету мерзімі ішінде сақтау үшін алушы әр семестр белгіленген ең төменгі орташа ұпайға сәйкес келуі тиіс.

Профессорлық-оқытушылар құрамын (профессорларды) қолдау

Ғылыми-зерттеу тағылымдама бағдарламасын қолдау. Профессорлық-оқытушылар құрамы академиялық бағдарламаны әзірлейді және университетте ғылыми зерттеулер жүргізеді. Осы бағдарлама аясында СДУ профессорлық-оқытушылар құрамына шетелде ғылыми зерттеулермен айналысуға мүмкіндік береді. Сіздің қайырмдылық көмегіңіз ұшуға, тұруға және ай сайынғы еңбекақысының 6 айдан 1 жылға дейін өтейді. СДУ сондай-ақ шетелден келген профессорларды жергілікті оқытушылар мен студенттермен өз білімдері мен тәжірибелерін бөлісуге шақырады.
 “Жас маман”бағдарламасын қолдау. “Жас маман” бағдарламасы СДУ үздік түлектерін іріктеу және оқытушылардың ассистенті ретінде академиялық мансабының бастапқы кезеңінде оларға көмек көрсету арқылы университеттің адами капиталын дамытуға бағытталған. Жас мамандар шетелде докторлық дәреже алуға және беделді университеттерде бай ғылыми зерттеу тәжірибесін алуға ынталандырылады. Оқытушылардың ассистенттері профессорлық-оқытушылық құрамнан стипендиялар мен кәсіби кеңестер алады.

Университетті қолдау

СДУ кампусы студенттердің білім беру және сауықтыру іс-шараларын өткізу үшін орталық орын болып табылады. Университет жаңа объектілерді салу және бар объектілерді елеулі жаңарту жолымен өзінің базалық инфрақұрылымын жаңартуға ұмтылады. Бұл ғимараттар, жолдар, коммуналдық қызметтер, аумақтық және ландшафтық дизайн, студенттік тұрғын үй және университет миссиясына толық қолдау көрсету үшін қажетті ақпараттық технологиялар ресурстары кіреді. Сондай-ақ, заманауи кітапханалық ресурстарды және ғылыми-зерттеу мекемелерін, жабдықтар мен технологиялық құралдарды қолдаудың маңызы зор.

FAQ

Question? Contact us! infomatrix@sdu.edu.kz

Since Infomatrix Asia is an international project competition and current lingua franca is English language, we decided that everything(documentation, presentation, submission) will be in English.

Starting from this year, participation doesn’t give opportunity get max at ENT.

All participants who study at secondary school must participate with their supervisors. Due to the security concerns of the participants.

Mail to infomatrx@sdu.edu.kz (Only technical questions)

Look carefully at category requirements, but common thing is: great presentation, clear documentation, completed project, short video demonstrating your knowledge of English Participants from Kazakhstan should have participated on regional, city, republic project competitions before.

Infomatrix Asia is an independent competition. Therefore, you are free to submit your project to any other competitions.

The participation fee is a required fixed cost that covers: transportation, medals, t-shirts, certificates, food, lodging and so on…

Accomodation

We are inviting participants to stay in our comfortable and modern “Student House” located on the territory of SDU.

The student house of Suleyman Demirel University offers students not only accommodation and meals on the territory of the Smart Campus during their studies, but also the opportunity to improve their social skills and strengthen international relationships.

Do you need help? Contact us!  infomatrix@sdu.edu.kz

Как заработать бонусные баллы?

Участники имеют возможность заработать от 1 до 5 бонусных баллов, написав интересный и креативный пост об олимпиаде SPT на своей странице в Instagram. Пост может быть в любом формате, как текст, фото или видео.

Творчеству нет предела, дай волю своим фантазиям!
Напиши мечту, сочини рассказ, сними видео, мотивируй своих друзей, пригласи их участвовать вместе!

Это тот самый момент, когда даже 0,5 баллов решают, достоин ты гранта или нет. Поэтому очень советуем воспользоваться этой  возможностью.

Условия:

  • Опубликовать интересный и креативный пост (с текстом не менее 50 слов, от имени участника)
  • Отметить @sdukz на фото (tag)
  • Хэштег #spt2020 #sdukz
  • Указать в посте ФИО, кластер и последние 6 цифр своего ИИН через хэштег (например, Ахметов Айбек, #кластер2, #123456.
  • Страница участника должна быть открытой до 10 марта.

Посты оцениваются организаторами олимпиады таким образом:

▫️1 балл:
— есть пост, выполнены все условия;
▫️2 балла:
— пост с хорошо написанным текстом;
▫️3 балла:
— интересный пост с качественно снятым и смонтированным видео;
▫️4 и 5 баллов:
— качественные посты с хорошим охватом, количеством лайков и комментариев.

Оценивая посты, организаторы в первую очередь обращают внимание на качество поста. То есть, даже с текстом можно получить максимальный балл. Или наоборот, посты которые набрали тысячи лайкав, могут получить только 1 балл из за плохого качества.

Посты принимаются до завершения онлайн регистрации.

Необходимые документы:

  • 3 фотографии формата 3х4
  • Копия медицинского заключения 086 (можно получить в любой Казахстанской клинике)
  • Kопия удостоверения личности
  • Kопия квитанции об оплате

Отправьте свои документы:

Мальчики:

Девочки:

dormserviceboys@sdu.edu.kz

dormservicegirls@sdu.edu.kz

Мальчики: + 7 702 958 79 10
Девочки: + 7 702 958 79 11

Реквизиты

ISPT Registration

SDU

«Болашақ» халықаралық стипендиясының екі дүркін иегері. 2011 жылы Англияның Newcastle университетінің магистратурасын Халықаралық мультимедиалық журналистика мамандығы бойынша бітірген. Ал 2021 жылдың наурыз айында Шотландияның Glasgow университетінде үш жылдан астам уақыт бойы жазған докторлық диссертациясын мерзімінен бұрын сәтті қорғап шықты. 1 айдан кейін оған Медиа және мәдени саясат мамандығы бойынша ресми түрде Философия докторы ғылыми атағы берілді. Dr Әсел негізі 1451 жылы қаланған университеттің Мәдени саясатты зерттеу орталығында (Centre for Cultural Policy Research) қызмет еткен. Аты әлемге әйгілі, nationalism ұғымының Ұлыбританияда негізін қалаушылардың бірі Эрнест Геллнерден тәлім алған Филип Слесинджердің шәкірті. Сондай-ақ, ол  магистратура студенттеріне Зерттеу әдістері (Research Methods) пәнінен дәріс оқып, Қазақстаннан тұңғыш рет PhD дәрежесін иеленген маман атанады. 

Докторлық диссертациясы, «Қазақ киносы және ұлт: сыни талдау» тақырыбы, ұлт құрылысы (nation building)  тәсілімдемесі арқылы зерттелген (Kazakh cinema and the nation: a critical analysis – Enlighten: Theses (gla.ac.uk)). Ғылыми еңбекте ол қазақ киносына британ әлеуметтанушы Энтони Смиттің энтосимволизм концепциясы бойынша талдау жасап, қазақ халқының ұлт болып қалыптасуына атажұрттық фильмдердің әсері қаншалықты деген сұраққа жан-жақты жауап беруге ұмтылады. 

Диссертацияның жаңалығы – бұл отандық Еуразия Халықаралық  кинофестивалін академиялық тұрғыдан алғаш рет зерттеп, ғылымның фильм фестивальдері (film festival studies) атты жаңа саласына EurIFF ұғымын тұңғыш рет енгізді (бұл турасында ағылшын тілді ғылымда бір де бір диссертацияны айтағанның өзінде,  ғылыми орта назар аударарлық мақала да жоқтың қасы). Сонымен қатар, осы саланы зерттеп жүрген әлем зерттеушілеріне қазақ киносын, Қазақстанның халықаралық фестивалін ғылыми еңбегі арқылы танымалдандырды. 

Бұған дейін Әсел Қамза «Хабар» арнасында 2006-2010 жж. аралығында  «Азамат» жастар бағдарламасының редакторы, кейіннен продюсері, «Біз айтсақ…» ток-шоуының шеф-редакторы, қазақ және орыс тілінде хабар таратқан «Бизнес мекен» таңғы бағдарламасының сценарисі қызметін атқарып, ондаған тікелей эфирлерде жұмыс жасап, практик-журналист ретінде тәжірибесін толықтырды. Оның ішінде 2008-2009 жылдары «Қазақстанда жасалған» атты отандық өндірушілерді қолдау мақсатында ашылған тележобаның сценарист-редакторы әрі жүргізушісі болып жұмыс істеген. 2011-2014 жылдары «Қазақстан темір жолы» ҰК» АҚ Ішкі протокол және бұқарамен байланыс департаментінде маман деңгейінен бастап, жарнама бөлімінің бастығы позициясына дейін көтеріліп, 160 000-нан астам қызметкері бар  ұлттық компанияның  PR стратегиясын дамытып, үйлестіруге үлес қосқан. 

Сулейман Демирель Университетінде бакалавриат және магистратура шәкірттеріне қазақ және ағылшын тілдерінде Масс коммуникация теориясы, Зерттеу әдістері, Масс коммуникациядағы зерттеу әдістері, Медиа Социология және Бейне композиция пәндерінен сабақ береді. Ұлыбританияда 5 жылға жуық уақыт ішінде жинаған бүкіл өнегесі мен бар тәжірибесін күнделікті дәрісінде пайдалануға тырысады. Студенттеріне сыни ойлауға, сындарлы пікір білдіруге жөн сілтейді. Ғылыми жұмыс жазған кезде, кеңестік кезден келе жатқан дәстүрлі жүйе бойынша, тек ғылыми жетекшінің жөн-жобасын ғана басшылыққа алуды ғана үйретпей, шын мәнінде бүкіл жауапкершілікті өз мойнына алуға, өз бетінше, еркін және тәуелсіз жұмыс істеуге дағдыландырады. 

Мақалалары отандық ғылыми журналдарда жарық көрген. Қазіргі таңда толерантты журналистика, автобиографиялық фильмдерге қатысты зерттеу жұмыстарымен айналысады. 

Өмірлік ұстанымы – талап, сапа, нәтиже!

Перейти к содержимому

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: