A. Жаманов: Как цифровизация реализуется в сфере образования

A. Жаманов: Как цифровизация реализуется в сфере образования

Развитие технологической инфраструктуры и использование больших баз данных во всем мире привело к  масштабной цифровой трансформации всего общества. Исторически сложилось, что на начальной стадии  цифровизация была связана с расширением доступа в интернет для массового слоя населения,  в то время как нынешний  этап характеризуется  интеграцией  широкого спектра цифровых сервисов, «Интернета вещей», «Больших данных», искусственного интеллекта и других информационно-коммуникационных технологий. Со стартом государственной программы «Цифровой Казахстан», по поручению Главы государства, тенденция охватила все секторы экономики и социальной деятельности, в том числе производство, здравоохранение, образование, финансовые услуги, транспорт и другие аспекты.

       О том, как реализуется процесс цифровизации в сфере образования, каких специалистов готовят IT-факультеты, какие требования к нынешним кадрам на рынке труда рассказал эксперт факультета Инженерии и естественных наук, ассистент-профессор университета СДУ, докторант International Black Sea University Азамат Жаманов.  

Моя преподавательская деятельность по дисциплине «Компьютерные сети» в стенах СДУ началась 10 лет назад. Одними из первооткрывателей партнерства с Сетевой академией Cisco в Казахстане были Талгат Нурлыбаев, Шолпан Жомартова. На тот момент на уроке компьютерных сетей мы только начинали интегрировать контент сетевой академии Cisco, а именно курс CCNA в учебный процесс. В качестве экспертов в этой отрасли, проанализировав уровень технологического развития  в стране, мы выяснили, что в Казахстане нет инструкторского-тренингового центра, – рассказывает Азамат Жаманов.   

По словам Азамата, для развития сетевых академий нужен был как минимум один тренинг центр. Однако для функционирования тренинг центра согласно правил Cisco должны быть как минимум два инструктора. На тот момент в Казахстане был один инструктор-тренер, но он не был заинтересован в преподавании и обучении других людей. 

– Мне было очень обидно тому, что есть большая страна, где функционируют множество вузов, колледжей и школ, однако нет ни одного инструктора-тренера, занимающегося обучением людей и нет тренинг центра. Участвуя в одном из форумов инструкторов академии Cisco в Москве, я встретился с техническим менеджером академии. К тому времени я имел сертификат инструктора-тренера, в результате переговоров, нам в виде исключения разрешили открыть тренинг-центр, – констатирует эксперт.  

Таким образом, на базе СДУ была открыта первая современная лаборатория Cisco, и она соответствует всем мировым стандартам и требованиям, в ней проводятся обучающие курсы для студентов, а также тренинги для преподавателей, которые в свою очередь передают знания и навыки новым ученикам. В 2014 году в целях масштабирования обучающих курсов и повышения цифровой грамотности среди преподавателей школ по инициативе Жаманова были повсеместно открыты около 35 аналогичных академий на базе школ «БИЛ», было обучено порядка 70 инструкторов, которые прошли курсы сетевой академии Cisco и основы IT. 

– Проект запуска сети академий Cisco оказался весьма удачным и успешно реализован. Все школы динамично работают на протяжении пяти лет. Мы боялись того, что будет резкий рост, а в последующие годы спрос и интерес к курсам пропадет. Однако в силу основательного подхода к методикам обучения, мы сохранили большой спрос к данным курсам. Ежегодно мы проводим форум инструкторов академии Cisco, на площадке которого делимся накопленным опытом, знаниями и навыками, которые полезны новым инструкторам, – отмечает Азамат. 

В настоящее время работа по запуску новых академий по Казахстану продолжается. Еще одним достижением сети цифровых академий является проведение масштабных тренингов по цифровой грамотности для сети интеллектуальных школ «Дарын», колледжей г. Алматы, преподавателей университетов. 

– У нас есть ответственность перед обществом. Мы должны вносить свой вклад в развитие общества, вкладываться  в человеческий капитал, чтобы повысить грамотность в сфере IT-технологий. Если в самом начале мы преследовали цель поднятия уровня знания населения в сетевых технологиях, следующим этапом было обучение основам IT, то в настоящее время нами ведется работа по повышению цифровой грамотности, обучению новых людей. Такой опыт существует во всех развитых странах мира. На сегодняшний день по Казахстану открыто 100 академий. Сейчас мы планируем заручиться поддержкой МОН РК и при возможности масштабировать и внедрить курс по всем школам РК. Это будет грамотный и абсолютно бесплатный контент, не лоббирующий интересы каких-либо компаний, –  подчеркнул эксперт. 

В 2017 году состоялось подписание Меморандума о сотрудничестве между АО “Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» и компанией Cisco. В рамках этого меморандума сторонами достигнута договоренность о повсеместном обучении граждан страны и повышения уровня знаний по IT технологиям через программу «Цифровой Казахстан». 

– Отмечу, что за  год обучения мы преодолели рубеж, обучив 10000 человек за 2018 год, в то время когда была задача обучить такое количество людей до 2020 года. В настоящее время нашими курсами интересуются люди из стран СНГ, за консультациями обращаются из стран Африки, включая Нигерию, Марокко и др.,  мы готовы поделиться опытом, – поделился Жаманов.  

Вместе с тем в целях консалтинга Азамат Жаманов начал транслировать онлайн-вебинары для студентов в видеохостинге Ютуб, его вебинарами интересуются пользователи из США, Франции и других стран Европы. 

Сейчас нужны такие люди, которые понимают сети и оптимизируют, которые понимают язык интернета вещей, анализируют большие данные. Так же одним из векторов ИТ, требующих внимания, это  сетевая безопасность, кибербезопасность, развитие и внедрение искусственного интеллекта. То есть на рынке труда просто знать сети недостаточно, нужно знать язык программирования, механизм работы с большими данными и аналитику, математическое знания, нужно знать в целом ИТ инфраструктуру. Хочу отметить, что выпускники нашего вуза поэтапно из года в год получают весь спектр этих навыков с последующим применением их на рынке труда, – заключил Азамат Жаманов. 

Реквизиты

«Болашақ» халықаралық стипендиясының екі дүркін иегері. 2011 жылы Англияның Newcastle университетінің магистратурасын Халықаралық мультимедиалық журналистика мамандығы бойынша бітірген. Ал 2021 жылдың наурыз айында Шотландияның Glasgow университетінде үш жылдан астам уақыт бойы жазған докторлық диссертациясын мерзімінен бұрын сәтті қорғап шықты. 1 айдан кейін оған Медиа және мәдени саясат мамандығы бойынша ресми түрде Философия докторы ғылыми атағы берілді. Dr Әсел негізі 1451 жылы қаланған университеттің Мәдени саясатты зерттеу орталығында (Centre for Cultural Policy Research) қызмет еткен. Аты әлемге әйгілі, nationalism ұғымының Ұлыбританияда негізін қалаушылардың бірі Эрнест Геллнерден тәлім алған Филип Слесинджердің шәкірті. Сондай-ақ, ол  магистратура студенттеріне Зерттеу әдістері (Research Methods) пәнінен дәріс оқып, Қазақстаннан тұңғыш рет PhD дәрежесін иеленген маман атанады. 

Докторлық диссертациясы, «Қазақ киносы және ұлт: сыни талдау» тақырыбы, ұлт құрылысы (nation building)  тәсілімдемесі арқылы зерттелген (Kazakh cinema and the nation: a critical analysis – Enlighten: Theses (gla.ac.uk)). Ғылыми еңбекте ол қазақ киносына британ әлеуметтанушы Энтони Смиттің энтосимволизм концепциясы бойынша талдау жасап, қазақ халқының ұлт болып қалыптасуына атажұрттық фильмдердің әсері қаншалықты деген сұраққа жан-жақты жауап беруге ұмтылады. 

Диссертацияның жаңалығы – бұл отандық Еуразия Халықаралық  кинофестивалін академиялық тұрғыдан алғаш рет зерттеп, ғылымның фильм фестивальдері (film festival studies) атты жаңа саласына EurIFF ұғымын тұңғыш рет енгізді (бұл турасында ағылшын тілді ғылымда бір де бір диссертацияны айтағанның өзінде,  ғылыми орта назар аударарлық мақала да жоқтың қасы). Сонымен қатар, осы саланы зерттеп жүрген әлем зерттеушілеріне қазақ киносын, Қазақстанның халықаралық фестивалін ғылыми еңбегі арқылы танымалдандырды. 

Бұған дейін Әсел Қамза «Хабар» арнасында 2006-2010 жж. аралығында  «Азамат» жастар бағдарламасының редакторы, кейіннен продюсері, «Біз айтсақ…» ток-шоуының шеф-редакторы, қазақ және орыс тілінде хабар таратқан «Бизнес мекен» таңғы бағдарламасының сценарисі қызметін атқарып, ондаған тікелей эфирлерде жұмыс жасап, практик-журналист ретінде тәжірибесін толықтырды. Оның ішінде 2008-2009 жылдары «Қазақстанда жасалған» атты отандық өндірушілерді қолдау мақсатында ашылған тележобаның сценарист-редакторы әрі жүргізушісі болып жұмыс істеген. 2011-2014 жылдары «Қазақстан темір жолы» ҰК» АҚ Ішкі протокол және бұқарамен байланыс департаментінде маман деңгейінен бастап, жарнама бөлімінің бастығы позициясына дейін көтеріліп, 160 000-нан астам қызметкері бар  ұлттық компанияның  PR стратегиясын дамытып, үйлестіруге үлес қосқан. 

Сулейман Демирель Университетінде бакалавриат және магистратура шәкірттеріне қазақ және ағылшын тілдерінде Масс коммуникация теориясы, Зерттеу әдістері, Масс коммуникациядағы зерттеу әдістері, Медиа Социология және Бейне композиция пәндерінен сабақ береді. Ұлыбританияда 5 жылға жуық уақыт ішінде жинаған бүкіл өнегесі мен бар тәжірибесін күнделікті дәрісінде пайдалануға тырысады. Студенттеріне сыни ойлауға, сындарлы пікір білдіруге жөн сілтейді. Ғылыми жұмыс жазған кезде, кеңестік кезден келе жатқан дәстүрлі жүйе бойынша, тек ғылыми жетекшінің жөн-жобасын ғана басшылыққа алуды ғана үйретпей, шын мәнінде бүкіл жауапкершілікті өз мойнына алуға, өз бетінше, еркін және тәуелсіз жұмыс істеуге дағдыландырады. 

Мақалалары отандық ғылыми журналдарда жарық көрген. Қазіргі таңда толерантты журналистика, автобиографиялық фильмдерге қатысты зерттеу жұмыстарымен айналысады. 

Өмірлік ұстанымы – талап, сапа, нәтиже!

Open chat

Spelling error report

The following text will be sent to our editors: