Абай Нусипбеков: Технологии Больших данных и искусственный интеллект несут миру глобальные перемены

Абай Нусипбеков: Технологии Больших данных и искусственный интеллект несут миру глобальные перемены

Кремниевая долина — культовое место, где зародились мировые бренды и гиганты IT индустрии  как Apple, Facebook, Hewlett-Packard, Tesla Motors и многие др. Это эпицентр  любого стартапа и, пожалуй, заветная мечта каждого, чья карьера связана с IT индустрией и работой с  инновациями.

Как говорят именитые эксперты профессионального  IT-сообщества:  В Кремниевую долину стремятся тысячи, попадают сотни, а преуспевают там единицы.

Сегодняшнему герою нашей рубрики не только посчастливилось быть отобранным в стартап проект всеми известной «Силиконовой долины», но и удалось на протяжении нескольких лет плодотворно работать на «планете» передовых,  высокотехнологичных компаний. Ключ его истории успеха  заключается в непоколебимом стремлении самореализации. 

Сам же Абай Нусупбеков скромно считает себя преподавателем университета  и частью IT команды, создавшей стартап в сфере искусственного интеллекта. 

Однако для студентов СДУ, он является связующим звеном академической сферы с передовой индустрией. 

В 2009 году закончил бакалавриат ВТиПО СДУ, затем магистратуру, далее поступил на докторантуру. Во время обучения PhD на кафедре Информационных технологий КазНУ им.Аль Фараби я открыл для себя сферу «Искусственный интеллект», в частности, занимался задачами распознавания образов, сейчас это популярно называть машинным обучением, моим зарубежным руководителем был профессор Мин Су Хан из Южной Кореи университета KAIST. KAIST своего рода корейский МIТ, передовой в области новых технологий. Мне посчастливилось работать с хорошим человеком, научился  многому в области распознавания образа, получил теоретический опыт. Но у меня был пробел в практическом опыте. Не было видения как это все внедряется в производство. Передо мной встал вопрос, что  мне делать дальше, я достиг такого пика, когда хотелось получить практический опыт, – рассказывает  Абай Нусипбеков. 

За это время судьба свела его с Научно-образовательным фондом им. академика Ш. Есенова, который объявил конкурс  на прохождение бесплатной стажировки в одном из перспективных стартапов Кремниевой долины. Абай понял, что  это уникальная возможность для самореализации. Главным критерием отбора были профессиональные навыки и желание самосовершенствоваться. Кстати, на конкурс по всему Казахстану набирали пять человек и Абай, не имея практического опыта, особо  не надеялся на отбор. 

Там было направление, Data Science, то, как раз чем я занимался. Я подумал, что это будет плюсом  для PhD и решил рискнуть. Мне очень повезло, что я попал в число пяти отобранных кандидатов. По результатам отбора проводилась череда интервью с  представителями фонда и их партнерами из Кремниевой долины. В итоге прошел, все туры и осенью следующего года я отправился туда. Так и началась моя работа в молодом  стартап проекте – Amplify Life , суть его заключалась в разработке чат-бота, – делится Абай. 

По словам эксперта, несколько лет назад чат-боты только входили в число трендовых направлений. Основатели стартапа хотели создать чат-бот, который стал бы помощником в мире развлечения, интертейманта.  К примеру, вместо того, чтобы скачать мобильное приложение  можно общаться с чат-ботом, который интерактивно дал бы полезную информацию и  наводил на необходимые сервисы. В Америке, многие люди ищут билеты в Фейсбуке, американский Фейсбук очень отличается от казахстанского. Если у нас это площадка для обсуждения серьезных проблем социального характера, а там социальная сеть  используется больше для развлекательных целей, сфотографироваться с семьей, покупать билеты и т д.   Даже для более продвинутых американцев приобретать билеты через чат-боты очень интересно, говорит собеседник.

– Продукт у нас один, но он многогранный, здесь работает целая команда. Наша команда инженеров состоит в основном из казахстанских разработчиков.  В Кремниевой долине у стартапов есть понятия раунды, инвестиционные раунды. У нас уже есть инвесторы, есть даже реинвесторы, это хороший показатель, мы сейчас на стадии ожидания  финансирования от венчурных фондов, там большие суммы для того, чтобы расширяться, – отмечает Абай. 

Работа в крупнейшем штате Америки заворожила Абая своей динамикой, где он заводил новых единомышленников, знакомился с людьми  из других уголков мира, которые работают в топовых компаниях: Фейсбук, Гугл, Эйпл и др. 

– У меня было две цели: приобрести практический опыт и  наладить профессиональные связи. Ходил на разные  митапы, постоянно налаживал новый нетворкинг. Эта  была и своего рода В2В площадка для молодых стартаперов, где происходит обмен идеями, реклама продукции, хантинг. Посещал топовые университеты США. Мне было интересно обмениваться  опытом, сравнить  учебную программу, как я преподаю в СДУ, а  как проходят занятия у них. За 6 месяцев получил обширный и интересный опыт. После 6 месяцев, нужно было возвращаться, и компания предложила мне работать дистанционно, – рассказывает эксперт. 

На сегодняшний день Абай Нусипбеков одновременно совмещает работу в стартпе с  преподавательской деятельностью в СДУ.  Его студенты получают ценную информацию из большой индустрии по Data Science из первых уст эксперта.   

– Однозначно, опыт  из индустрии дает большое преимущество в преподавании. Поскольку  мы преподаем IТ направление, то здесь прикладные вещи очень важны, когда ты затрагиваешь вещи из своего опыта. Сейчас я какие-то вещи могу привести не просто из книги, а из личного опыта. К счастью, многие из лекторов нашего университета  работают в индустрии и преподают один предмет по своей сфере. И студентам это нравится, и преподавателю есть в этом плюс. Мне нравится получать  опыт и делиться им. Мы со студентами всегда обсуждаем последние тренды и новшества в сфере IТ технологий, – говорит эксперт. 

Несмотря на то, что  Стартап требует много ресурсов и выполнения разных задач при большой нагрузке, в планах у Абая  – внедрить полученный опыт в Кремниевой долине и в стенах университета. В настоящее время Абай ведет планомерную работу с магистрантами и докторантами. Специально для студентов СДУ, он сделал  мотивирующую фотографию из кампуса Фейсбук.

Об опыте, полученном в Кремниевой долине, эксперт рассказывает с большим трепетом. 

– Сейчас XXI век. По сути уже в интернете есть все. Можно выучить любое направление. Но преимущество нахождения в Кремниевой долине – это, прежде, всего атмосфера. Впервые, когда я попал в KAIST, я ощутил концентрацию research, и там огромная среда единомышленников. И это все в психологическом плане очень сильно воздействует. Когда вы этого не видите ежедневно, то происходит демотивация, торможение, вы не ставите планки, у вас нет того, с кого можно брать пример. То же самое и в Кремниевой долине. Вы видите живую динамику. К сожалению, у нас в Казахстане это не так развито, – считает Абай.  

По словам эксперта, в  Америке  быть айтишником престижно. И многие люди обучаются программным языкам, даже если их карьера не связана с IТ. В Казахстане это только зарождается.  

– Мир сейчас такой, что узкое знание в какой-то области не играет решающей роли, гораздо интересны  те кандидаты, которые имеют междисциплинарные навыки, интерсекшн. Они хорошо проявляются. Это кадры нового поколения, особенно с приходом искусственного интеллекта многие профессии в мире и в частности, в Казахстане будут уходить в пережитки прошлого, и будут появляться  другие специальности, о которых мы сейчас возможно и не знаем. Одним словом, технологии Больших данных и искусственный интеллект  несут  миру глобальные перемены, – резюмировал Абай Нусупбеков. 

Реквизиты

«Болашақ» халықаралық стипендиясының екі дүркін иегері. 2011 жылы Англияның Newcastle университетінің магистратурасын Халықаралық мультимедиалық журналистика мамандығы бойынша бітірген. Ал 2021 жылдың наурыз айында Шотландияның Glasgow университетінде үш жылдан астам уақыт бойы жазған докторлық диссертациясын мерзімінен бұрын сәтті қорғап шықты. 1 айдан кейін оған Медиа және мәдени саясат мамандығы бойынша ресми түрде Философия докторы ғылыми атағы берілді. Dr Әсел негізі 1451 жылы қаланған университеттің Мәдени саясатты зерттеу орталығында (Centre for Cultural Policy Research) қызмет еткен. Аты әлемге әйгілі, nationalism ұғымының Ұлыбританияда негізін қалаушылардың бірі Эрнест Геллнерден тәлім алған Филип Слесинджердің шәкірті. Сондай-ақ, ол  магистратура студенттеріне Зерттеу әдістері (Research Methods) пәнінен дәріс оқып, Қазақстаннан тұңғыш рет PhD дәрежесін иеленген маман атанады. 

Докторлық диссертациясы, «Қазақ киносы және ұлт: сыни талдау» тақырыбы, ұлт құрылысы (nation building)  тәсілімдемесі арқылы зерттелген (Kazakh cinema and the nation: a critical analysis – Enlighten: Theses (gla.ac.uk)). Ғылыми еңбекте ол қазақ киносына британ әлеуметтанушы Энтони Смиттің энтосимволизм концепциясы бойынша талдау жасап, қазақ халқының ұлт болып қалыптасуына атажұрттық фильмдердің әсері қаншалықты деген сұраққа жан-жақты жауап беруге ұмтылады. 

Диссертацияның жаңалығы – бұл отандық Еуразия Халықаралық  кинофестивалін академиялық тұрғыдан алғаш рет зерттеп, ғылымның фильм фестивальдері (film festival studies) атты жаңа саласына EurIFF ұғымын тұңғыш рет енгізді (бұл турасында ағылшын тілді ғылымда бір де бір диссертацияны айтағанның өзінде,  ғылыми орта назар аударарлық мақала да жоқтың қасы). Сонымен қатар, осы саланы зерттеп жүрген әлем зерттеушілеріне қазақ киносын, Қазақстанның халықаралық фестивалін ғылыми еңбегі арқылы танымалдандырды. 

Бұған дейін Әсел Қамза «Хабар» арнасында 2006-2010 жж. аралығында  «Азамат» жастар бағдарламасының редакторы, кейіннен продюсері, «Біз айтсақ…» ток-шоуының шеф-редакторы, қазақ және орыс тілінде хабар таратқан «Бизнес мекен» таңғы бағдарламасының сценарисі қызметін атқарып, ондаған тікелей эфирлерде жұмыс жасап, практик-журналист ретінде тәжірибесін толықтырды. Оның ішінде 2008-2009 жылдары «Қазақстанда жасалған» атты отандық өндірушілерді қолдау мақсатында ашылған тележобаның сценарист-редакторы әрі жүргізушісі болып жұмыс істеген. 2011-2014 жылдары «Қазақстан темір жолы» ҰК» АҚ Ішкі протокол және бұқарамен байланыс департаментінде маман деңгейінен бастап, жарнама бөлімінің бастығы позициясына дейін көтеріліп, 160 000-нан астам қызметкері бар  ұлттық компанияның  PR стратегиясын дамытып, үйлестіруге үлес қосқан. 

Сулейман Демирель Университетінде бакалавриат және магистратура шәкірттеріне қазақ және ағылшын тілдерінде Масс коммуникация теориясы, Зерттеу әдістері, Масс коммуникациядағы зерттеу әдістері, Медиа Социология және Бейне композиция пәндерінен сабақ береді. Ұлыбританияда 5 жылға жуық уақыт ішінде жинаған бүкіл өнегесі мен бар тәжірибесін күнделікті дәрісінде пайдалануға тырысады. Студенттеріне сыни ойлауға, сындарлы пікір білдіруге жөн сілтейді. Ғылыми жұмыс жазған кезде, кеңестік кезден келе жатқан дәстүрлі жүйе бойынша, тек ғылыми жетекшінің жөн-жобасын ғана басшылыққа алуды ғана үйретпей, шын мәнінде бүкіл жауапкершілікті өз мойнына алуға, өз бетінше, еркін және тәуелсіз жұмыс істеуге дағдыландырады. 

Мақалалары отандық ғылыми журналдарда жарық көрген. Қазіргі таңда толерантты журналистика, автобиографиялық фильмдерге қатысты зерттеу жұмыстарымен айналысады. 

Өмірлік ұстанымы – талап, сапа, нәтиже!

Open chat

Spelling error report

The following text will be sent to our editors: